Кадровик или HR-менеджер?

Автор: Юлия Юткина
   Источник: Личные деньги
   Дата публикации в источнике: 11.04.2005


Речь пойдет о специалистах, работающих в отделах кадров, или отделах персонала, как их чаще называют в последнее время. Для начала необходимо разобраться в одном очень запутанном вопросе – путанице с терминологией. Дело в том, что данную профессию как только не называют сегодня в России: кадровик, менеджер по персоналу, менеджер по кадрам, специалист по персоналу и тому подобное в разных вариациях.

Название «кадровик» пришло еще из советских времен. Тогда функции этих специалистов сводились к заполнению трудовых книжек и отправке людей на отдых согласно КЗОТу. Кроме этого, они вели личные дела, писали должностные инструкции, выдавали пропуска и т.п. В настоящее время употребляется и еще одно название этой профессии, пришедшее к нам с Запада – HR-менеджер (HR – расшифровывается как human resourses, то есть «человеческие ресурсы»).

Такая путаница в терминологии существует по нескольким причинам. Во-первых, стандарты работы этих специалистов пока не сформированы. На каждом предприятии они могут пониматься по-разному. Во-вторых, в России не существует традиций кадрового менеджмента в современном их понимании. В-третьих, такая отрасль образования, как обучение специалистов по персоналу, тоже только начинает формироваться. Поэтому в названии данной профессии мы будем употреблять терминологию российских образовательных стандартов, о которых речь пойдет далее – специалист по управлению персоналом.

Итак, главная сложность состоит в том, что единого представления о должностных обязанностях данного сотрудника пока еще нет. Зачастую за словами «специалист по управлению персоналом» скрываются совершенно разные профессии, требующие различного образования и опыта. Тем не менее, можно дать описание стандартных функциональных задач, стоящих перед данными сотрудниками. Это:

  • Кадровое делопроизводство.
  • Подбор персонала.
  • Организация обучения и переподготовки сотрудников компании
  • Начисление заработных плат и разработка компенсационных схем
  • Оптимизация организационной структуры компании
  • Формирование кадровой политики компании

Вообще, функции специалиста по персоналу обычно варьируются в зависимости от нескольких факторов: размеров компании, политики руководства в отношении персонала, корпоративной культуры компании и размеров самого отдела по работе с персоналом. В небольшой компании это обычно один специалист широкого профиля, выполняющий все вышеперечисленные функции. Конечно, одному специалисту работать достаточно трудно. Ведь он должен знать основы педагогики, социологии и психологии, научной организации труда, производства и управления, владеть современными методами оценки персонала и регламентации его функций, иметь ясное представление о перспективах развития предприятия. Кроме того, этот специалист по персоналу должен хорошо разбираться в юриспруденции, по крайней мере, в той ее части, что касается трудового, гражданского и административного права. В самых крупных компаниях в отделе персонала может работать до 10–15 человек, каждый из которых специализируется на решении каких-то конкретных задач (юридических, подбора сотрудников, обучении персонала и т.д.).

Какими же личными качествами должен обладать хороший специалист по управлению персоналом?

В первую очередь он должен быть хорошим психологом. Умение общаться понимать людей и общаться с ними для него важнее всех остальных навыков. Он также должен иметь очень высокую коммуникабельность, то есть способность найти общий язык практически с любым человеком. Ему должно быть легко и интересно с разными людьми, а им, в свою очередь, должно быть легко с ним. Желательно иметь также хорошую проницательность и развитую интуицию, которые помогут найти правильный вариант поведения в сложной ситуации. Специалисту по персоналу необходимо также умение логически мыслить и анализировать. Никак не обойтись и без организаторского таланта, умения наладить четкую работу внутри коллектива, распределять обязанности и осуществлять контроль. То есть эти специалисты должны быть еще и хорошими управленцами. Очень важны также следующие качества: высокая работоспособность, уверенность в себе, умение работать в команде и брать ответственность на себя, быстрая обучаемость, стрессоустойчивость и, конечно же, позитивное отношение к людям

Где же готовят специалистов в области кадрового менеджмента в России?

В принципе, существуют два варианта обучения.

  •  Первый вариант – этотак называемое базовое общее высшее образование плюс специальные курсы. Вкачестве базового восновном выступает высшее педагогическое, психологическое, юридическое илиэкономическое образование. Вообще, выбор человека сопределенным образованием зависит оттого, какие задачи сего помощью компания хочет решить. Впринципе, базовое высшее образование нынешних сотрудников отдела персонала может быть самым различным – какгуманитарным, такитехническим илиэкономическим. Этопервый, ипока наиболее распространенный, способ решения вопроса подготовки данных специалистов.
  •  Второй вариант обучения – окончить вузпоспециальности «Управление персоналом». НоГосударственный образовательный стандарт высшего профессионального образования поспециальности «Управление персоналом» (квалификация – менеджер) былвведен только в2000 году. Согласно ему, основными видами деятельности выпускников вслужбе управления персоналом являются: организаторская, управленческая, правовая, учетно-документационная, воспитательная, педагогическая, социально-бытовая, психологическая, социологическая. Этот вариант приобретает всебольшую популярность, однако первые выпускники только-только появляются, ведь срок обучения – 5 лет. Ипока вотделах персонала ихменьшинство. Остальные повышают квалификацию накратковременных курсах, тренингах исеминарах.

Ведь для успешной работы хороший специалист сегодня должен знать:

  • законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия, учреждения, организации по управлению персоналом;
  • законодательство о труде;
  • основы рыночной экономики, предпринимательства и ведения бизнеса;
  • конъюнктуру рынка рабочей силы и образовательных услуг;
  • порядок ценообразования и налогообложения;
  • основы маркетинга;
  • современные концепции управления персоналом;
  • основы трудовой мотивации и системы оценки персонала;
  • формы и методы обучения и повышения квалификации кадров;
  • порядок разработки трудовых договоров (контрактов);
  • методы и организацию менеджмента;
  • основы технологии производства;
  • структуру управления;
  • основы общей и социальной психологии, социологии и психологии труда;
  • этику делового общения;
  • основы организации делопроизводства;
  • методы обработки информации с применением современных технических средств, коммуникаций и связи;
  • правила и нормы охраны труда.

На сегодняшний день учиться по специальности «Управление персоналом» можно в ведущих вузах Москвы – Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Московской международной высшей школе бизнеса МИР-БИС, Академии внешней торговли (ВАВТ) и других. А в МГУ им. Ломоносова на факультете государственного управления проводится набор на специальность «Управление персоналом» лиц с высшим образованием.

Востребованность современных кадровиков

Что касается рынка труда, то все эксперты сходятся во мнении, что спрос на данных специалистов растет с каждым годом. Ведь все больше российских компаний обращает внимание на проблему эффективности отбора работников и управления ими, так как именно человеческий фактор играет сегодня решающую роль в деятельности любой организации. По данным кадровых агентств, возраст сотрудников отдела персонала на российских предприятиях сегодня колеблется в пределах 25–30 лет, а возраст руководителей этих служб – от 30 до 35 лет. Заработная плата рядового специалиста отдела составляет от 600 до 1000 долларов США, а начальника отдела – около 1500 долларов США.

В заключение необходимо сказать, что в настоящее время в России специалист по управлению персоналом – одна из самых творческих профессий. Ведь своих традиций кадрового менеджмента у нас пока маловато, а западные методики частенько оказываются абсолютно непригодными в российских условиях. Поэтому современные специалисты в области кадрового менеджмента создают и внедряют собственные процедуры управления персоналом. То есть, являются первопроходцами!

Дата публикации на сайте http://www.betapress.ru: 12.04.2005