Как первое место работы влияет на развитие карьеры

Автор: Варвара Агламишьян
Источник: Финансовые известия
Дата публикации в источнике: 10.03.2006


Первая работа – как первый секс. Может оставить после себя странное недоумение, а может подарить ощущение безграничных возможностей. В любом случае забывается она редко.

Опыт, полученный на первой работе, в 99% случаев определяет развитие карьеры в дальнейшем. По словам партнера юридической фирмы «Линия права» Татьяны Качалиной, происходит это, во-первых, потому что от первой работы зачастую зависит дальнейшая специализация. Ведь у нас из вузов выходят молодые люди с достаточно обширной «сферой интересов». То, чем приходится заниматься на первой работе, часто задает направление развития в профессии. Во-вторых, и это гораздо важнее, первый взрослый опыт работы формирует характер, определяет отношение к трудовому процессу, бизнесу, к себе в этом бизнесе.

Просто не та компания

Львиная доля впечатлений от первой работы складывается из опыта общения с коллегами и начальством. «Очень многое зависит от компании, куда попал специалист, – говорит партнер рекрутинговой компании Инна Суматохина. – Важна также корпоративная культура и микроклимат, как выстроены процессы адаптации и наставничества».

Причем, как обычно, все счастливые примеры первой работы похожи один на другой: пришел, сориентировался, начал совершенствоваться в этом направлении. Травматичные же истории приводят, как правило, к развитию двух основных сценариев: «это не мое» и «взять и уйти». В первом случае человек просто решает, что попал не туда. Негативный опыт взаимоотношений в коллективе может вылиться в разочарование профессией в целом. Молодой, еще не зрелый человек просто может решить: «Я не хочу этим заниматься. Это не мое». И этот вывод будет ошибочным. Может, вы просто попали не в ту компанию.

Но на практике разочарование в профессии происходит достаточно редко. Гораздо чаще из опыта не вполне здоровых отношений в коллективе и жульничества с зарплатой люди выносят следующие выводы. «Это не моя компания». «Я просто наемный работник». «Не нужно вкладываться в работу на все 100%". «Надо всегда иметь запасной аэродром». «Работу нужно делать кончиками пальцев». «Нужно взять все, что можно получить на этой работе – опыт, связи, деньги, – с минимальными потерями». В результате получаются специалисты, всегда готовые к предложениям о смене работы. Или потенциальные владельцы собственного бизнеса.

Мы – люди не местные


Многое зависит и от того, в какой компании, западной или отечественной, начинает работать специалист. Как отмечает Инна Суматохина, чаще всего тем, кто начинал свою работу в российских представительствах зарубежных компаний, трудно приспособиться к работе в российских компаниях. Они привыкли к жесткой структуре обязанностей и полномочий, определенной корпоративной культуре, белой зарплате, медицинским страховкам, бонусам и дополнительным нематериальным мотивациям. Западные компании, как правило, больше думают о своих сотрудниках. У них попросту есть на это деньги. При переходе из западной компании в российскую люди зачастую переживают культурный шок и не могут адаптироваться к новым условиям. Поэтому те, кто начал работать в иностранной фирме, обычно и продолжают развиваться в этой плоскости, переходя из одного представительства в другое.

Но распространенное мнение о том, что все российские специалисты хотят найти работу в западных компаниях, все же ошибочно. Если человек рассчитывает на быстрый карьерный рост, этого проще добиться в бурно развивающейся отечественной фирме. Хотя существуют и определенные риски. У большинства «западников» бизнес настолько структурирован, что плохая или средняя работа конкретного специалиста будет незаметна. Там никто в принципе не ждет, что люди будут хватать звезды с неба. В российских же фирмах от сотрудников принято ожидать трудовых подвигов.

Важно не где, а когда


Но далеко не всегда самая первая работа бывает связана с карьерой, которую человек делает в дальнейшем. Это бесконечные школьно-студенческие подработки, торговля чем придется и работа по принципу «пересидеть год», если не удалось поступить в вуз. «Как правило, до 20–23 лет люди могут трудиться где угодно, и на их будущую карьеру это никак не влияет», – утверждает гендиректор рекрутинговой компании 3R Анна Рыжкова.

Другое дело – первая работа после получения диплома. В теории очень важно сделать правильный выбор сразу и найти сферу деятельности, где будет действительно интересно работать. Но именно это часто и оказывается главной проблемой для молодого человека. Причем работодатели делают скидку на «поиски себя». «Поэтому на то, где человек начинал, работодатели вообще обращают внимание только первые пять лет. А сами соискатели часто его даже не указывают», – подчеркивает Анна Рыжкова.

При этом важно даже не то, где вы начали работать, а в каком возрасте это произошло. «Разумеется, первая работа – как первая учительница. Она формирует некую базу для сравнения, – полагает гендиректор экономико-правовой школы Сергей Пятенко. – Первое впечатление всегда самое яркое. Но поскольку начинать с чего-то надо, то не следует и преувеличивать значение первой работы». Чем раньше человек начал работать, тем больше у него шансов набрать широкую базу для сравнений. «Хорошо, когда человек начинает работать с 18 лет, – рассказывает Анна Рыжкова. – Ведь обратите внимание: большинство сегодняшних руководителей в бизнесе начинали работать очень рано, часто с 16 лет. И совершенно неважно, что это была за работа. Главное, что годам к 30 накапливается опыт, достаточный для того, чтобы претендовать на достаточно серьезное положение в жизни».

Советы новичкам


Эта заметка родилась из воспоминаний опрошенных экспертов о своих первых начальниках и старших коллегах. Часто шеф или опытный сотрудник берет новичка под покровительство и пытается научить его жизни. Вспоминать эти советы спустя много лет бывает забавно. Вот список наиболее любопытных рекомендаций.

В кризисных ситуациях: «Ты главное работай, не отвлекайся – и не заметишь, как кривая превратится в прямую».

Женщине от начальника-мужчины: «Пользуйся тем, что ты можешь быть дурой! Мужик себе этого позволить не может».

Слишком грамотному подчиненному от начальника: «На встрече с партнерами не лезь поперек батьки в пекло. Дай сказать все, что я знаю».

Совет лаборанту экспериментальной физической лаборатории: «Сначала подметите пол».

Для общения с творческими работниками: «Научись ругаться матом. Какой из тебя выпускающий редактор, если ты их ни послать, ни построить не умеешь?»

Совет старшего товарища: «Когда начальник начинает орать не по делу, представь себе, как он сидит в туалете «орлом» и тужится. После этого все начальничьи крики пролетают мимо ушей, становится не страшно, а смешно».

Женщине от опытной женщины: «Никогда не извиняйся перед ними (имеются в виду начальники-мужчины). Привыкнут – на голову сядут».

Молодому специалисту по дизайну полиграфической продукции: «Выучи таблицу умножения. Если у тебя гуманитарное образование, это не значит, что ты можешь ее не знать».

Иезуитское напутствие начальника: «Деньги – не главное».


Дата публикации на сайте www.betapress.ru 10.03.2006