21.02.2007

Торгово-промышленная палата РФ обсуждает состояние и тенденции развития потребительского рынка России.

15 февраля 2007 г. в комитете по развитию потребительского рынка ТПП состоялась Вторая Конференция «Потребительский рынок России сегодня и завтра» под руководством председателя Комитета ТПП РФ, ген. дир. Московской международной бизнес ассоциации А.И. Борисова.

Конференция проводилась по инициативе Подкомитета по маркетингу Комитета по развитию потребительского рынка ТПП РФ, при поддержке РСПП, Гильдии маркетологов, а также других профессиональных объединений и ассоциаций, работающих в различных сферах маркетинга.

Цель конференции – анализ состояния и перспектив развития потребительского рынка России, обмен мнениями между представителями органов власти, предпринимателями России, научными и общественными кругами.

В работе конференции приняли участие представители: Государственной думы, Министерства экономического развития и торговли РФ, ТПП РФ, Российского Государственного гуманитарного университета, ВНИИ Потребительского рынка и маркетинга, Центра маркетинга РСПП, Российской Академии Народного Хозяйства, РЭА им. Г.В. Плеханова, Российской Академии государственной службы при Президенте РФ, Российской Ассоциации по связям с общественностью, Международной Ассоциации бизнес-коммуникаций, Российской Ассоциации Маркетинга, Московской Международной Бизнес-Ассоциации, Союза потребителей России, администраций субъектов РФ, Гильдии маркетологов.

С докладом «Состояние и тенденции развития рынка образовательных услуг» выступил  зав. кафедрой маркетинга и рекламы РГГУ д.эн., профессор Д.А. Шевченко.

выступление Д.А. Шевченко

На рынке образовательных услуг в качестве операторов присутствуют более 1000 государственных и свыше 400 негосударственных вузов и сузов. Общая численность студентов достигает 3 млн. человек.

Общая стоимость образовательных услуг находится в пределах 700 – 6000 долларов в год. В среднем цена за обучение к 2007 г. достигла 3350 долларов в год.

Общая стоимость рынка по данным Федеральной службы государственной статистики оценивается в 6,5 млрд. долларов в год на 2005 г. По экспертным оценкам стоимость рынка равна 10 – 12 млрд. долларов в год.

Динамика роста рынка образовательных услуг показывает положительную тенденцию. Ежегодный прирост рынка образовательных услуг оценивается в 1 млрд. долларов в год и растет в среднем на 25 – 30 % ежегодно. В 2000 г. стоимость рынка приближалась к 1 млрд. долларов.

Нарастающее ежегодное ухудшение демографической ситуации (по оценкам, к 2010 общее количество выпускников 11 класса сравняется с общим количеством мест с вузах) компенсируется ростом миграции населения и позитивной тенденцией увеличения доходов населения в целом.

Образование среди активной части населения рассматривается в качестве приоритетной жизненной ценности, как инвестирование в человеческий капитал.

Демографическая ситуация в мегаполисах не окажет серьезного ухудшения положения в структуре спроса населения на образовательные услуги, как это может произойти в регионах России.

В целом рынок образовательных услуг имеет характер  монополистической конкуренции со всеми вытекающими отсюда тенденциями и противоречиями. Это касается стратегии ценообразования, ассортиментной политики (специальности вузов), системы распространения образовательных услуг (филиалы, представительства вузов), рекламной практики вузов.

Докладчик остановился на некоторых наиболее важных тенденциях и противоречиях развития современного образовательного рынка. Особое внимание было уделено присоединению России к Болонскому процессу постепенного переходу системы образования на двухуровневую подготовку молодых специалистов (бакалавров и магистров).




Версия для печати



Последние новости  Последние новости    Все новости за месяц  Все новости за месяц